Зачет срока нахождения в СИЗО: обзор нового закона

Обзор закона о зачете срока нахождения в СИЗО по схеме «День за полтора»

Давно ожидаемые изменения в существующие правила вычета времени, проведенного в СИЗО, из присужденного срока наказания приняты и начали действовать.

Хороший закон – отлично, плохой – все равно хорошо: в обоих случаях нет беспредела. Плохо, когда закона нет. Совсем плохо, когда закон есть, но не исполняется. Еще хуже, если исполнение его не зависит от закона. Тогда любому беспределу предела нет. Так чем же хорош и плох закон «День за полтора»?

«Вор должен сидеть в тюрьме», … а не в СИЗО. 

Первая часть фразы, вынесенная в заголовок, высказана братьями Вайнерами в повести «Эра милосердия», озвучена Владимиром Высоцким во всем известном сериале и стала нарицательной, а вот вторая – причиной изменения законодательства. Поводом серьезным и давно назревшим.

Длительность пребывания в СИЗО по закону

  • Мера пресечения путем помещения подозреваемых и обвиняемых до вынесения решения суда в СИЗО предусмотрена законодательством. Решение о продолжительности пребывания в изоляторе принимают следственные органы.
  • Длительность пребывания в СИЗО определена статьей 109 УПК РФ и не должна превышать 2 месяца. Следственные органы имеют право увеличить его по 6 месяцев. Но в принципе этот срок не ограничен. Судебным решением он может быть продлен до года и более. 
  • Поскольку содержание в изоляторе обусловлено необходимостью исключения общения подследственного с соучастниками, или с его вероятной опасностью для окружающих, то и условия пребывания в изоляции гораздо строже, чем в тюрьме. 
  • На прогулках должна быть исключена возможность передачи ему какой-либо информации. Достигается это сокращением их времени до 1 часа в обществе только допущенных к общению подследственным людей. Что приводит к ограничению пребывания на свежем воздухе и наносит вред здоровью.
  • Кроме того, отношение конвоя к подследственным чисто психологически часто даже более суровое, чем к осужденным.

Поэтому принятая организация способов изоляции подследственного до суда приводит к тому, что последний фактически начинает отбывать срок, еще задолго до осуждения. Причем в условиях гораздо более тяжелых и унизительных, чем в местах ограничения свободы. 

Принятая мера пресечения грубо нарушает права человека. Виновным в преступлении человек может быть признан только судом, но не следствием. 

Длительность пребывания в изоляции во время следствия на основании 72 статьи УК РФ и ранее в определенных пропорциях, в зависимости от приговора, сокращала назначенный судом срок. Но установленные законом сроки зачета были ничем не обоснованы и нарушали права, как виновных, так и невинных.

Закон об изменении сроков изоляции

В 2008 году правозащитниками на рассмотрение Думы был внесен проект закона об изменении сроков зачета изоляции для подследственных после вынесения приговора. Предполагалось, что он учтет все недостатки существующего закона. 

В народе проект сразу получил название «День за полтора»». Несмотря на свою актуальность подписан он был только через 10 лет — в 2018 году. 

Столь длительную задержку утверждения закона в Думе объясняют сложностью расчета изменения сроков заключения, ранее приговоренных к лишению свободы лиц. Что вызывает сомнения. Поскольку десятилетний период явно избыточен для сколь угодно сложных расчетов. 

Необходимость закона назрела, но вызывает недоумение его содержание. Если пребывание в СИЗО законодательно признается наказанием, тогда за что наказываются невиновные, находящиеся под следствием? Никаких компенсаций им не положено. Да и с преступниками ясности никакой нет. Виновность их еще не доказана, а они уже сидят. Где здесь Конституция? 

В интересах следствия изоляция подозреваемого от общества оправдана, но каким образом она должна осуществляться? Очевидно, не путем фактического лишения свободы со всеми сопутствующими ему унижениями и ограничениями. А если нет лишения свободы, то о каком зачете идет речь? 

Следовательно, закон «День за полтора» фактически признает изоляцию подозреваемого исполнением еще не объявленного приговора, а интересы и права преступника ставит выше прав невиновного. Если пребывание в СИЗО согласно закону уменьшает срок отбывания наказания осужденным, то должен предусматривать “зачет” и невиновным. 

Закон носит вынужденный характер, поскольку причинами его принятия послужили условия содержания гражданина в изоляции, не соответствующие даже условиям содержания в заключении.

Изменение условий изоляции человека в СИЗО в лучшую сторону или вообще пересмотр способа изоляции лишает закон целесообразности и превращает его лишь в инструмент для наказания непокорных. 

Зачет срока изоляции в СИЗО.

Что было и что стало.

Продолжительность нахождения подследственного в изоляции зачитывается в общий срок, определенный приговором суда, уменьшая его. Увеличение предусмотрено только для домашнего ареста и степени изоляции общего режима. 

Принятый Думой закон №186-ФЗ, корректирует ранее определенные 72 статьей УК РФ сроки вычета продолжительности изоляции из общего срока осужденного.

Чему равен один день изоляции

Один день изоляции до принятия закона считается равным:

  1. Одному дню – для военнослужащих в дисциплинарных подразделениях.
  2. Двум дням – в колониях общего режима
  3. Трем дням – принудительные работы разного вида.
  4. Одному дню – для осужденных, совершивших преступление за границей. 

Один день изоляции после принятия закона считается равным:

  1. Полутора – для пребывания в дисциплинарных подразделениях или для продолжительности ареста военнослужащих.
  2. Дню – для изоляции строгого режима или в исправительных колониях.
  3. Полутора дням – для изоляции общего режима, а также в воспитательных колониях.
  4. Двум – частичная изоляция, включающая в себя ограничение свободы или поселение, а также для ареста и принудительных работ. 
  5. Трем – для исправительных работ.
  6. 8 часам – для обязательных работ.
  7. Полдня – для домашнего ареста.

Зачет срока изоляции в СИЗО.

Что получится

Закон уже принят и начал действовать. Касается он довольно значительного количества людей. По данным Интерфакса на начало этого года в местах изоляции содержалось свыше пятисот тысяч заключенных. 

Закон уменьшит сроки осуждения для:

  1. Осужденных военнослужащих.
  2. Осужденных на отбывание заключения в колониях-поселение.
  3. Приговоренным к исполнению обязательных и исправительных работ.

Для осужденных, уже находящихся в колониях общего режима, сроки увеличиваются. Поскольку закон не имеет обратной силы в случае, если он умаляет права осужденного, то для них перерасчет производиться не будет.

Это же касается и приговоренных к домашнему аресту.

К остальным осужденным закон отношения не имеет.

По данным уже произведенного перерасчета:

  • Из мест заключения освобождены 167 заключённых.
  • Снижены сроки наказания у 86-ти заключенных.
  • В судах дополнительно находятся материалы на перерасчет сроков для 30,5 тысяч заключённых.

Из них: 

  • рассмотрены 253 дела;
  • по 249 делам уже принято решение.

По предварительным расчетам закон изменит срок наказания приблизительно для ста тысячи человек.

Минусы закона

Закон назрел и принят, но как всегда — не все хорошо, или все не хорошо?

  1. Сама формула перерасчета нарушает принцип равенства. При одинаковых приговорах срок изоляции больше для того, кто меньше находился под следствием.
  2. Появляется риск коррупции. Если есть соблазн сократить срок или освободиться из-под стражи в зале суда в связи с превышением длительности пребывания в СИЗО срока наказания, то возникнет спрос на искусственное затягивание следствия. «Спрос рождает предложение» – это закон, и он будет действовать. Т.е. коррупция на местах возрастет.
  3. Закон фактически ставит интересы преступников выше невиновных. Это недопустимо, поскольку превращает его в инструмент наказания невиновных. Подозревать можно любого, но наказывать нельзя. 

Итоги

В итоге получается:

  • Закон фактически работает.
  • Закон, признавая нарушение прав человека в СИЗО, нарушает Конституцию.
  • Закон нарушает равноправие граждан. При этом права преступника ставятся выше прав невиновного.
  • Применение закона приводит к росту коррупции.
Ссылка на основную публикацию