Ремонт по гарантии: права потребителя

Купив ту или иную вещь, будь то автомобиль, телефон, ноутбук, обычная мультиварка, или любая другая бытовая техника мы рассчитываем, что служить она будет долго и без нареканий. Но, к сожалению, качество современной техники оставляет желать лучшего. Часто случается так, что товар ломается через короткий промежуток времени. Что делать в этом  случае потребителю? В каких случаях возможен ремонт товара по гарантии?

Гарантийный срок — это отрезок времени, когда  продавец  обязан удовлетворить требования потребителя относительно недостатков товара. Другими словами, это срок, в течение которого продавец отвечает за качество проданной вещи.

Если товар не технически сложный, то в течение всего гарантийного срока покупатель может потребовать отремонтировать товар, обменять его на аналогичный или вернуть деньги.

Если же товар технически сложный— то  по закону в течение 15 дней со дня покупки покупатель вправе предъявить все вышеуказанные требования, а после 15 дней  он может требовать только ремонт по гарантии, за исключением существенного недостатка. В случае существенного недостатка покупатель может требовать обмена вещи или возврата денег.

Если гарантийный срок составляет менее двух лет, то покупатель может обратиться к продавцу или изготовителю и  после окончания срока гарантии, но  в течение двух лет с момента покупки. В этом случае покупатель будет обязан сам  доказать наличие производственного недостатка.

Права потребителя на гарантийный ремонт установлены статьями 18, 20 ЗоЗПП.

Условие проведения гарантийного ремонта – производственный недостаток товара. То есть дефект товара, не  зависящий от  действий потребителя и возникший до передачи ему товара. Обратиться за проведением ремонта по гарантии  можно к продавцу либо авторизованный сервисный центр, указанный в гарантийном талоне.

Для того чтобы были письменные доказательства обращения, необходимо написать претензию или заявление продавцу. Претензия пишется в свободной форме. Необходимо составить ее грамотно. Грамотный образец претензии, как правило, настораживает продавца, побуждает относиться к проблеме покупателя более серьезно. Претензия либо направляется по почте заказным письмом, либо вручается под подпись.

Грамотный образец претензии должен содержать:

  • данные продавца (под продавцом понимается организация-продавец, нужно указать наименование организации, ИНН, ОГРН или ОГРНИП) и покупателя( ФИО, адрес, телефон),
  • описание проблемы (что случилось с товаром — не включается, некорректно работает, «зависает» и т.д.),
  • описание товара с указанием марки, модели, серийного номера,
  • ссылки на статьи закона, регламентирующие права потребителя,
  • четко сформулированное требование («прошу отремонтировать»)
  • дату и подпись.

Товар снимается с гарантийного обслуживания, если:

  • присутствует механическое повреждение товара
  • залитие жидкостями, товар подвергался воздействию высоких температур,
  • нарушения правил эксплуатации,
  • следы неквалифицированного вмешательства (самостоятельное вскрытие аппарата или проведение ремонта неавторизованным сервисным центром)
  • и др.

В этих случаях отказ продавца (производителя) провести ремонт по гарантии будет правомерным.

Но следует обратить внимание, что  не всегда механическое повреждение является основанием отказа. Например, у мобильного телефона разбит дисплей. А заявленный покупателем недостаток — «зависает», проявился до разбития и никак с ним не связан. Отказ продавца от ремонта телефона и снятие товара с гарантии   в связи с его повреждением в данном случае неправомерны. Покупателю следует произвести экспертизу в  независимом учреждении.

Предельный срок гарантийного ремонта.

Срок ремонта по гарантии по закону должен быть разумным. Максимальный срок ремонта оставляет 45 дней. Если срок ремонта превысил 45 дней, то потребитель имеет право отказаться от отремонтированного  товара и требовать возврата денег.

В каких случаях предоставляются подменные товары на период ремонта?

Законодательно установлен перечень товаров, на которые требования покупателя о предоставлении ему на время гарантийного  ремонта аналогичного товара не распространяются.

К таким товарам ( которые покупателю не предоставляют)  относятся:

  1. Автомобили, мотоциклы, катера, прицепы и т.п.
  2. Бытовые электрические приборы, которые применятся в мед. целях, и как предметы гигиены ( электрическая грелка, фен).
  3. Мебель.
  4. Оружие.
  5. Электрические бытовые приборы, которые используются для приготовление пищи (электроплита, чайник, микроволновая печь, мультиварка и др.)

Таким образом, подменный автомобиль на период ремонта по гарантии не предоставляется. Отказ предоставить автомобиль правомерен.

Все, что отсутствует в данном перечне, продавец предоставить обязан, будь то ноутбук, холодильник, фотоаппарат и многое другое.

Подменный телефон на время ремонта продавцом также предоставляется. На практике возникает спор: какими функциями должен обладать подменный телефон, так как главная функция телефона — передавать и принимать звонки. Отвечаем: если Вы сдали в ремонт смартфон с выходом в интернет, то можете требовать телефон, отвечающий данным функциям.

Продлевается ли гарантийный срок после гарантийного ремонта?ремонт

Продление гарантии на период ремонта является обязательной. Гарантия после ремонта продлевается на количество дней, которые аппарат был в ремонте.

Таким образом,  гарантийный срок является периодом, когда могут проявится дефекты покупки. В течение этого срока, а в некоторых случаях и после его окончания, продавец и изготовитель несут ответственность за продукт. Один из способов реализации права потребителя —  ремонт товара за счет продавца. Это способ является наиболее распространенным. Следует знать некоторые тонкости законодательства, например, срок ремонта, его продление, право на подменный аппарат. Многие потребители, не зная этого, не реализуют свои права в полной мере.