На ценнике одна сумма, а на кассе- другая

Приходя в магазин, покупатель ищет те категории товаров, за которыми он, собственно, сюда и заглянул, а найдя нужную полку, ориентируется уже по ценникам, выбирая продукцию с приемлемой для него покупной ценой.  Нередко бывает, что на ценнике цена одна, а на кассе совсем другая.

Для многих людей главное в товаре – это именно цена. Просматривая продукцию, которая полностью устраивает по набору функционала, производителю, составу, внешнему виду или иным атрибутам, покупатель соотносит её с ценой, указанной на ценнике под таким товаром.

Если сумма его устраивает, то он идёт на кассу вместе с товаром или просит консультанта подготовить его к процедуре взаиморасчётов.

Однако когда на кассе пробивается штрих-код, выясняется, что цена за выбранную вещь оказывается более высокой, нежели гласил ценник. Продавец, естественно, начинает требовать, чтобы покупатель внёс полную сумму, которую выдаёт кассовый аппарат. Однако для самого потребителя разница в суммах может оказаться неприемлемой, ведь выбирая товар, он ориентировался именно на ту цену, которую прочёл на ценнике и просто не готов платить больше.

Кто прав в данном споре? Продавец, который настаивает на полной оплате или покупатель, требующий оплаты строго по ценнику?

Нормативная база для решения проблемы

Если проанализировать нормы законодательства, то становится совершенно очевидно, что в возникшем споре правда на стороне потребителя. Исходя из прав, предоставленных ему законом, он вправе требовать, чтобы ему продали товар по той цене, что была указана на ценнике, размещённом рядом с товаром на торговой полке.

Данное право вытекает из смысла ст.10 Закона «О защите прав потребителей». В обозначенной норме сказано, что продавец обязан доводить до всех покупателей исключительно достоверную информацию об имеющихся у него в продаже товарах, дабы потребители имели возможность произвести выбор.

В числе этой информации указана и цена. Следовательно, сумма, прописанная в ценнике, будет считаться достоверной информацией, которую продавец доводит до покупателей, и именно на неё они могут ориентироваться для выбора интересующей продукции.

Сумма, высвечивающаяся на кассе, не будет считаться информацией, доведённой до потребителя. Таким образом, если продавец откажется от передачи покупателя товара за сумму из ценника, этим он нарушит нормы Закона и права потребителя.

Кроме того, по нормам ГК РФ, товары, выставленные в торговом зале и имеющие ценники, являются офертой, адресованной неограниченному количеству лиц. А отказ от заключения публичного договора, согласно ст.426 ГК РФ, при наличии возможности его заключить, не допускается.

Что делать, если вам отказали в реализации ваших законных прав?


Самый простой способ – развернуться и уйти, чтобы поикать лучший вариант в других магазинах. Если же товар вам нужен именно этот и вы решили, что называется, идти до конца, обязательно сфотографируйте ценник, чтобы на фото были отражены дата и время. В идеале дополнительно найдите пару свидетелей.

Если устные переговоры с представителями магазина не увенчались успехом, несмотря на все предпринятые усилия, требуйте от магазина письменный отказ в заключении публичного договора.

В адрес магазина впоследствии можно написать претензию, в которой со ссылкой на ст.10 Закона и ст.426 ГК РФ изложить свои требования, приложив сделанную фотографию и полученный ранее отказ (хотя маловероятно, что его вам выдадут).

Если и претензия не возымела должного действия, на магазин можно написать жалобу в Роспотребнадзор, указав, какие нормы закона нарушает торговая точка, приложив имеющиеся доказательства, либо обратиться в суд, и потребовать понуждения к заключению договора. При этом, на основании ст.445 ГК РФ, магазин будет обязан возместить потребителю все убытки, возникшие по его вине из-за отказа заключить договор.

Конечно, подобное развитие событий, когда дело доходит по суда, возможно только при покупке дорогостоящих товаров и при условии, что разница в ценах будет существенной.

Однако каждый покупатель должен знать, какие права ему предоставляет закон, и уметь в случае такой необходимости защитить их.

Иногда администрация магазинов вывешивает рядом с прилавками предупреждающие таблички из категории: «Уважаемые покупатели, по техническим причинам цена на ценниках и на кассе могут отличаться, приносим извинения за неудобства».

Такое объявление не имеет никакой юридической силы, поскольку противоречит закону. Магазин обязан продать товар всегда по той цене, которая значится в ценнике. Если же персонал просто не успел обновить суммы на ценниках и привести их в соответствие с суммами, загруженными в кассовый аппарат, то это уже, как говориться, проблемы самого магазина, которые потребителей волновать ни в коем случае не должны.