Светоотражающий жилет: кому одеть,законодательная база, штраф

Закон о светоотражающих жилетах для автомобилистов – что нужно знать?

Статистика смертности увеличивается с каждым годом. Все больше пешеходов и водителей подвергают себя опасности, находясь в неосвещенном месте без опознавательных знаков.

Европа давно практикует средства защиты, без которых они просто не имеют права начать движение. Это правило касается не только водителей, но и пассажиров. Самый маленький штраф за нарушение придется заплатить в Болгарии – порядка 2000 рублей. Но, если вдруг «посчастливится» попасться с нарушением в Австрии, то выложить придется больше 2000 евро. Согласитесь, что при таком подходе совсем не хочется нарушать правила ПДД?

Кровавая статистика

Почему в 2018 году было принято решение об изменении правил ПДД? Статистика молчать не будет. Ее показатели давно за гранью понимания европейцев, для которых жилеты давно не дать моде, а повседневная одежда водителя.

Итак, за 2016 год зафиксировано 63 случая, когда сбивали водителей, просящих помощи на дороге. За 2017 год всего пострадавших было порядка 400, из них с летальным исходом – 66. Как видно, цифра не маленькая и было из-за чего начать бить тревогу. 

12 декабря 2017 года Медведев Д. А. подписывает постановление, о необходимости мер обозначения водителей в темное время суток на дороге. С 18 марта 2018 года это постановление вступает в полную силу. Согласно пунктам о корректном поведении автовладельцев, последние должны одевать светоотражающие жилеты при выходе из автомобиля в темное время суток, либо при плохой погодной видимости. 

Требования к светоотражающим элементам

Не обошлось и без ГОСТа, номер которого 12.4.281-2014. 

Стандарты указывают, что вся светоотражающая одежда должна быть выпущена согласно государственным требованиям. А именно:

  • На спецодежде должны присутствовать две светоотражающие полосы, ширина которых не менее 55 мм.
  • Одежда облегает торс и имеет рукава
  • На одежде должны присутствовать горизонтальные и вертикальные полосы. Общее число их равняется 3 — 4. Вертикали проходят через плечи, горизонтали – через рукава. 
  • Расстояние между полосами и от низа готового изделия должно быть более 50 мм. 
  • Цветовая гамма не определена, но чаще всего для изготовления жилетов используют яркие цвета: желтый, оранжевый или зеленый. А вот полосы должны быть серого цвета.
  • Для изготовления спецодежды используют 100% полиэфирную ткань с застежками на липучках.
  • Куртка будет у водителя в итоге или жилетка – право выбора последнего. Все зависит от ценовой категории данного товара. 

Сколько стоит светоотражающий жилет

Когда речь заходит о безопасности, цена не имеет значения. Ведь здоровье или жизнь бесценны. И вряд ли кто добровольно в здравом уме захочет с ними расстаться. Тем более прописанные правила не сильно затратные. 

Средняя цена в магазинах порядка 200 – 400 рублей. Приобрести товар можно в специальных автомобильных магазинах, либо в магазинах широкого потребления, в соответствующем разделе. Обратите внимание на упаковку. Изготовленная одежда по ГОСТу при многочисленных стирках не потеряет свой цвет. Полосы так же останутся в первозданном виде. 

Где хранить?

Правила не прописывают, где у водителя должен храниться данный элемент одежды. Но чаще всего водители возят в заднем кармане водительского или пассажирского кресла. Реже — в бардачке. А в багажнике и вовсе бессмысленно. Выбираясь из автомашины, водитель какое-то время будет находиться без защиты. Аварии происходят порой в считанные секунды. 

Решать где возить в итоге этот элемент одежды – решать водителю. 

А защитит ли?

В изменениях четко сказано – одевать при плохой видимости. Пешехода или водителя, одетого в темную одежду без светоотражающих частей на ней, видно с 25 метров. В специальной одежде расстояние увеличивается до 150 – 200 м. А если водитель едет с дальним светом, то помеху перед собой фары выхватят на расстоянии 400 м. Увеличивая расстояние, у водителя за рулем, есть все шансы успеть предпринять действия и сманеврировать, объехать препятствие. А у водителя, который остановился в случае непредвиденной, вынужденной остановки, увеличивается шанс остаться живым и получить необходимую помощь. 

Пассажиров тоже касается?

Обязательного ношения светоотражающей одежды пассажирами не предусмотрено. Но если водитель собирается в длительную поездку за город, будет совсем нелишним иметь запасные жилеты и для остальных членов экипажа. 

А если остановят сотрудники ГИБДД?

  1. При проверке документов и водителя, сотрудники патрульно — постовой службы не могут придраться к отсутствию жилета у водителя. Тем более если остановка произошла в черте города. Поправки коснулись только водителей, которые находятся за пределами городской среды. 
  2. Если быть совсем точным, но в правилах прописано, что водитель должен быть в жилете за пределами автомобиля. И нигде не сказано, что жилет должен быть в машине. Поэтому тут можно спокойно отказать сотрудникам в просьбе показать наличие специальной одежды. 
  3. Но стоит ли полагаться на авось? Непредвиденные ситуации могут возникнуть в любой момент. Приобретение жилета, который потом будет всегда в наличии, избавит о хлопотах перед дальней дорогой. Их и так всегда предостаточно. К тому же сей вид одежды места много не занимает. Как говорится, положил и забыл. 

Штрафуют за отсутствие светоотражающего жилета или нет?

  • Прибывшие на место ДТП сотрудники ДПС, могут вполне выписать штраф потерпевшему лицу. И основанием у них будет ст. 12.27 КоАП РФ, невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных правилами ПДД. И штраф за это составит 1000 рублей.
  • Еще одна лазейка, которую могут использовать ретивые сотрудники. Причислить водителя к пешеходам и руководствоваться статьей 12.29: нарушение ПДД пешеходом, участвующим в дорожном движении. Штраф за это нарушение составляет 500 рублей. 

Насколько правомерны будут действия сотрудников в данном случае?

Если в темное время суток, постовые решили остановить транспортное средство и водитель покинул свой автомобиль, чтобы пообщаться с постовой службой, это не нарушение. В правилах четко прописано, что у водителя должна быть произведена вынужденная остановка. И действия сотрудников к данному критерию не относятся. 

Резюмируем

  1. Конечно, покупать или нет жилет, возить его с собой постоянно или брать только при поездках за город, спецодежда только для водителя или еще и для пассажиров – на все эти вопросы придется отвечать самому шоферу.
  2. Стоит помнить, что он владелец транспорта повышенной опасности, а значит в ответе не только за свою жизнь. Но и за сохранность других участников движения. 
  3. Различные погодные условия, непредвиденные неполадки, оказание помощи другому пострадавшему – все это трудно прогнозируемые ситуации, которые заставят принимать решение здесь и сейчас. Стоит ли брать на себя дополнительный риск или обойти рекомендациями, прописанными в правилах – решать автовладельцу. Но порой, цена, заплаченная при произошедшем ДТП, бывает, несоизмерима со стоимостью жилета, купленного накануне в магазине. 
  4. Жилет и штраф это порядка 1500 рублей. Во сколько потом может обойтись лечение, если произойдет непредвиденное? А если непоправимое? 

Помните, какой бы водитель не был, его всегда ждут дома. Близкие, родные, друзья. Не стоит рисковать жизнью. Она всегда должна быть первостепенна. Не пополняйте кровавую статистику. Ведь все поправки, которые вносятся, регулируются, к сожалению, именно ей.

Ссылка на основную публикацию