Какое наказание предусмотрено за опасное вождение в ПДД

Опасное вождение: частые вопросы, наказание.

С каждым годом на улицах становится всё больше и больше автомобилей, а вместе с ними увеличивается и количество водителей-лихачей. Неудивительно, что с этой проблемой борются и на законодательном уровне. Так что же всё-таки такое опасное вождение? Как не попасть в число водителей, страдающих этим прегрешением? А если уж так сложилось, что водитель вольно или невольно сам стал представлять на дороге опасность для иных водителей и пешеходов, какое и насколько суровое наказание он может получить.

Прежде всего, что представляет собой «опасное вождение» по закону, как его определяют ПДД

Согласно поправкам в ПДД, внесенным почти три года назад, в качестве опасного вождения расцениваются такие действия водителя, когда он, управляя транспортным средством, неоднократно создаёт ситуации, провоцирующие риск человеческих жертв, летального исхода, нанесение ущерба автомобилям, перевозимым ими материальным объектам, в случае, если транспортные средства движутся в одном направлении и с той же скоростью, что и практикующий агрессивную езду водитель. Также угроза ущерба может возникать для зданий, сооружений и иных объектов. 

Подобное может быть вызвано нижеследующей тактикой поведения лица, управляющего ТС.

  1. Перестраиваясь, не уступает дорогу автомобилю, который при движении пользуется преимуществом.
  2. Водитель выполняет перестроение, несмотря на интенсивность движения и занятость полос. Это не распространяется на выполнение поворота направо или налево, разворота, остановки или объезд препятствия.
  3. Водитель не выдерживает достаточное расстояние до ТС, которое находится впереди.
  4. Водитель не соблюдает боковой интервал.
  5. Водитель тормозит резко, за исключением экстренного торможения во избежание ДТП. 
  6. Водитель необоснованно препятствует обгону.

Как можно проще сформулировать данное определение

Иными словами, опасное вождение — это не просто одиночное нарушение одного из правил дорожного движения. Для того, чтобы вождение могло быть названо опасным, необходимо две составляющих.

  • Первой из них является нарушение нескольких правил дорожного движения одно за другим (например, «подрезал» и сразу резко затормозил»), или нарушение одного пункта, но несколько раз подряд (к примеру, водитель начал «прыгать» из полосы в полосу — необоснованно перестраиваться). 
  • Вторая составляющая «опасного вождения» — непосредственно создание опасности, то есть угрозы ДТП.

Таким образом, именно наличие этих двух составляющих делает вождение опасным.

Какие спорные моменты есть в формулировке

  • В определении речь идёт об интенсивном движении. Но что это такое, при каком количестве автомобилей на дороге или средней скорости потока движение может считаться интенсивным, — чётких данных в ПДД нет.
  • Степень занятости полос — еще один термин, не получивший расшифровки. Какая полоса считается занятой? Та, на которой есть транспортное средство в пределах видимости, или должна быть выдержана определённая дистанция между транспортными средствами, к примеру, меньше длины автомобиля?
  • Точная величина понятий бокового интервала и дистанции, точнее, безопасной дистанции, также не определена. Если расстояние между двумя автомобилями составило даже один миллиметр, но ДТП при этом не произошло, может ли такая дистанция считаться безопасной?
  • Если водитель выполняет перестроение и покидает свою полосу, объезжая ямы или колдобины, относится ли его манёвр к опасному вождению? Повреждения дорожного полотна могут и не посчитать непреодолимым препятствием, но любой водитель сочтёт такое мнение достаточно спорным.
  • Для того, чтобы вождение считалось опасным, водитель должен совершить несколько нарушений ПДД. Но каким временным интервалом данные нарушения разделяются, не оговаривается. Минута, час, или одно утром, второе вечером?
  • Второй составляющей опасной езды, как было указано выше, является угроза ДТП. А как произвести оценку опасности вождения, если жертв, травм и материального ущерба не было? Считается ли езда опасной при таких условиях?

Какие действия водителя не расцениваются в качестве опасного вождения?

  1. Прежде всего, это выполнение манёвра без включенного поворотника. За данное нарушение накладываются штрафные санкции или выносится предупреждение, но к опасной езде отсутствие сигнала не относят.
  2. Несоблюдение скоростного режима, как ни странно, также не попадает под определение опасной езды. Для превышающих скорость водителей предусмотрена иная статья.
  3. Если автомобиль движется по неровной траектории в границах одной полосы, ограниченной линиями разметки, это также не является опасным вождением, согласно определения ПДД.
  4. В случае, когда расстояние до находящегося впереди или сбоку транспортного средства, к примеру, во время того, как они стоят в пробке, меньше допустимого, — это не составляет проблемы. В то же время несоблюдение интервалов непосредственно во время движения по определению относится к опасному вождению.
  5. То есть, если какие-то действия или манёвры напрямую не указаны в п. 2.7 ПДД, то их в качестве составляющих опасного движения можно не рассматривать.

Фиксируется ли опасная езда камерой

Имеющиеся в наличии автоматические камеры не могут зафиксировать данное правонарушение, поскольку для определения опасной езды необходимо установить не только многократность правонарушений, но и угрозу ДТП. Для существующих камер пока нет технической возможности решить данную задачу. Таким образом, только на основании показаний камер оштрафовать за опасное вождение не могут.

Однако камера может установить превышение скорости. Такие данные могут быть переданы сотруднику ДПС для оперативного реагирования, и тот уже фиксирует правонарушение в случае его совершения.

Тем не менее, сейчас в Москве тестируется система камер, позволяющих определить опасную езду. С учётом показаний камер нового поколения, возможно, в скором времени будут выноситься штрафы за данное правонарушение.

Предусмотрены ли штрафные санкции? В каком размере?

На данный момент (февраль 2019 года) штраф за опасное вождение не предусмотрен, поскольку изменения внесены только в ПДД, но не в КоАП. Законопроект, внедряющий наказание за данное правонарушение, будет рассмотрен в Госдуме весной 2019 года. За опасное вождение водителю будет грозить штраф в размере 5000 рублей, а за повторное правонарушение — лишение прав.

Несмотря на то, что наказание за данное нарушение планировалось ввести еще в 2016 году, в настоящее время законопроект прошел только первое чтение. Для того, чтобы проект штрафа был принят или отклонен, потребуется ещё два чтения.

Каким образом будут выписывать штраф за опасную езду?

Сотрудник ДПС, обнаружив опасную езду (к примеру, заметив, что водитель перестраивается в чужую полосу и резко тормозит), останавливает водителя и составляет протокол. При этом фиксируются все обстоятельства, имеющие отношение к правонарушению. Протокол составляется в двух экземплярах — один для водителя, второй сотрудник ДПС передаёт начальнику для вынесения постановления. Вынесенное постановление (что и является, по сути, штрафом за опасное вождение), вручается водителю лично либо высылается по почте.

Остаётся надеяться, что введение ответственности за агрессивное вождение улучшит ситуацию на дорогах и позволит уменьшить количество ДТП.

Ссылка на основную публикацию