ДТП из-за состояния дороги (ямы,снег, гололед): как быть водителю

ДТП из-за состояния дороги – кто виноват и что делать

В России, как известно, две беды. Бывает так, что водитель попадает в ДТП не потому, что грубо нарушил правила, и даже не потому, что на дороге ему повстречался лихач, незнакомый с ПДД. А потому, что качество дорожного полотна оставляет желать лучшего.

Состояние дороги и ДТП

Большинству водителей знакомо ощущение, когда автомобиль становится неуправляемым по непонятным причинам. Не всегда получается вовремя заметить дефекты дороги. И хорошо, когда всё обходится без приключений, но если ДТП всё же произошло, то такие причины часто остаются без внимания. Инспекторам ГИБДД проще списать происшествие на водителя, чем искать реальные причины ДТП в виде качества дорожного полотна. А сами водители, находясь под впечатлением от случившегося, могут забыть указать инспектору на такой фактор, как яма, рытвина, ухаб на дороге и не указать это причиной аварии.

Незаметные небольшие уклоны дороги, колея, мокрая дорога – всё это может стать причиной ДТП. Кроме того, дорожное полотно может быть мыльным вследствие выброса комбинатов по производству стиральных порошков. На таких участках снижается сцепление с дорогой, и, соответственно, управляемость автомобиля.

Если авария всё же произошла, стоит также оценить состояние дорожной разметки. Если она нечитаемая (стерта, вовсе отсутствует) – обязательно нужно указать это в протоколе о ДТП.

Нормы дорожного покрытия

Перед всеми неровностями, ямами, ухабами и прочими препятствиями должны быть установлены дорожные знаки или ограждения. За чертой города знаки должны дублироваться. В России действуют стандарты для ям: они не могут быть более чем 15 см по длине, 80 см – по ширине и 5 см в глубину. Всё, что не вписывается в эти рамки, должно быть обозначено и огорожено. Грубым нарушением являются открытые люки. При этом крышка люка не может отклоняться от уровня дороги больше чем на 2 см.

Снег и гололёд

Помимо дефектов самого дорожного полотна, случаются и другие несчастья. Например такие, как снег и гололёд. Такие особенности дороги, как и ямы, регламентируется ГОСТом Р 50597 – 2017. Например, если дорога не расчищена до асфальта, а вместо этого сформирован плотный снежный покров – это не будет считаться нарушением. Но при этом на загруженных дорогах не допускается присутствие слякоти, рыхлого снега, гололёда. Время, которое отводится на уборку снега, также зависит от интенсивности движения: для дорог с активным движением это время составляет 3 часа. Для менее загруженных улиц – 12 часов. Снежный покров не должен превышать 1-5 см (опять-таки в зависимости от популярности улицы).

Как действовать, если машина пострадала из-за дороги

Если Вы попали в дорожное происшествие из-за особенностей дорожного полотна, примерный план действий такой:

  1. Прежде всего, нужно остановиться, включить огни аварийной сигнализации и поставить аварийный знак.
  2. После этого вызываем инспекторов ГИБДД.
  3. Полезным будет записать контакты очевидцев происшествия.
  4. Сфотографируйте повреждения автомобиля, а также дефекты дороги, из-за которых случилось ДТП. На фото должен попасть также тормозной путь. И лучше делать снимки с привязкой к местности. Также нужно обратить внимание и сфотографировать наличие или отсутствие дорожных знаков, сигнализирующих о состоянии дороги.
  5. При составлении инспекторами ГИБДД протокола, обязательно нужно обратить внимание, указаны ли дефекты дороги: должны быть прописаны габариты ямы, отсутствие специальных знаков, ограждений. Попросите у инспектора копию протокола – сразу, на месте аварии.
  6. Потребуйте от инспектора составить «Акт выявленных недостатков в содержании дорог».

В случае если автомобиль был повреждён из-за состояния дорожного покрытия – например, наехав на препятствие, необозначенное должным образом, пишем претензию в организацию, которая отвечает за этот участок дороги.

В тяжелых случаях, когда результатом аварии стала нетрудоспособность на срок более 3-х недель – это повод для заведения уголовного дела. ГИБДД должна вынести решение в определённый срок. Кроме ГИБДД можно обратиться в прокуратуру. В случае если в аварии есть пострадавшие, прокурор направляет дело в суд. Можно и самостоятельно обратиться в суд с иском о компенсации стоимости ремонта автомобиля, а также потребовать возмещение морального вреда. Кроме того, если ДТП привело к утрате трудоспособности, виновные по решению суда обязаны будут выплачивать ежемесячную компенсацию на срок нетрудоспособности.

Независимая экспертиза поможет рассчитать стоимость ущерба, причинённого машине. Составляем требование возместить причинённый вред и отправляем виновнику ДТП заказным письмом, обязательно с уведомлением о вручении.

Возмещение ущерба

Как только все документы собраны, ГИБДД признала, что в ДТП водитель невиновен, можно требовать возместить ущерб.

По закону, если в происшествии потерпевший не виноват, то ущерб возмещается в полном объёме лицом, нанёсшим этот ущерб. Но даже в том случае, если суд признает, Вас виноватым в случившемся (могли предотвратить происшествие, но не предприняли никаких действий для этого) – суд может уменьшить размер компенсации, но не отменить её совсем. При этом если в дорожно-транспортном происшествии есть пострадавшие, то возмещение нанесённого вреда выплачивается в полном объёме.

Дальнейшие действия таковы:

  • Необходимо выяснить, кто отвечает за эксплуатацию той части дороги, на которой случилось ДТП: юридическое лицо или нет. Если это одно из подразделений, то обращаться нужно в головную организацию.
  • Оценить причинённый ущерб. Лучше всего доверить это профессионалам. Ответчику сообщаем место и время проведения экспертизы. Копию письма или телеграммы нужно сохранить до суда.
  • Отправить письмо виновнику происшествия с требованием добровольно компенсировать ущерб. Прикладываем к письму все документы, подтверждающие факт причинения вреда и объясняющие сумму компенсации. Такое требование должно быть отправлено заказным письмом с уведомлением о вручении
  • Если в течение месяца не последовало ответа от виновника – подавайте в суд.

Удачи на дорогах и безаварийной езды!

Ссылка на основную публикацию